От Алькамы ибн Мухаммада Хазрами, что Имам Бакир (А) сказал:
Когда Посланник Аллаха (С) собирался на хадж из Медины в Мекку, к нему пришёл Джабраил и сказал: «Высочайший из высших приветствует тебя и говорит: “О Мухаммад! Я не упокаивал пророка из Моих пророков или посланника из Моих посланников, не завершив их религию и не утвердив Мой довод. И из этого остались для тебя только две вещи: хадж и вилаят, халифат после тебя. Ибо Я никогда не оставлю землю без доводаˮ. Аллах велит тебе совершить хадж, и пусть совершат его с тобою те, кто может проделать путь к нему, из живущих в городах, их окрестностях и бедуинов, дабы ты обучил их обрядам хаджа, так же как обучил их намазу, закяту и посту».
И провозгласил глашатай Посланника Аллаха (С): «О люди! Посланник Аллаха собирается совершить хадж и желает обучить вас его обрядам».
И он вышел на хадж, и люди вышли вместе с ним, чтобы обучиться тому, что он будет делать, так что их было семьдесят тысяч человек из жителей Медины, её окрестностей и бедуинов, и даже больше — по числу людей из народа Мусы (А), с которых он взял присягу Харуну, но те нарушили её и последовали за тельцом и самаритянином. И Посланник Аллаха (С) тоже взял присягу о халифате Али (А) с людей, число которых было числом людей народа Мусы (А), и они тоже нарушили её и последовали за тельцом и самаритянином (то есть первым и вторым узурпатором) — шаг за их шагом и сунна за их сунной.
После стояния на Арафате к Посланнику Аллаха (С) спустился Джабраил и сказал: «О Мухаммад! Аллах приветствует тебя и говорит: “Приблизился твой срок и наступает то, от чего нет исхода и нет задержки. А потому исполни свой завет и передай свои знания — знания пророков, — и наследие пророков, и оружие, и ковчег (Мусы) и всё, что есть у тебя из знамений пророков, твоему преемнику, халифу после тебя и совершенному доводу над Моим творением — Али ибн Аби Талибу! Сделай его знаменем для людей, обнови завет с ним и присягу ему, напомни им о том завете и договоре, который Я взял с них (в мире зарр) об их подчинении их вали (руководителю) и повелителю всех верующих мужчин и женщин — Али ибн Аби Талибу. Ибо Я не упокаиваю никого из Моих пророков, кроме как после доведения до совершенства его религии и довода и завершения Моей милости через вилаят Моих наместников и вражду с Моими врагами. Таково совершенство Моего таухида и Моей религии и завершение Моей милости для Моего творения — через следование Моему вали и подчинение ему. Я не оставлю Мою землю без Моего вали и наместника, чтобы он был Моим доводом над Моим творением. Итак, ‘сегодня Я довёл до совершенства вашу религию и завершил для вас Свою милость и удовлетворился для вас Исламом как религией’ (5: 3) — через вилаят Моего вали и повелителя всех верующих мужчин и женщин Али — Моего раба и преемника Моего пророка, его халифа и совершенного довода над Моим творением. Подчинение ему связано с подчинением Мухаммаду, Моему пророку, и подчинение ему и Мухаммаду связано с подчинением Мне. Кто подчиняется ему — подчиняется Мне, а кто ослушался его — ослушался Меня. Я сделал его знаменем между Собой и творением. Кто знает его, является верующим, кто отвергает его — неверным, и кто приобщит кого-то к присяге ему — приобщает сотоварищей Мне и является многобожником. Кто встретит Меня, будучи на его вилаяте, — войдёт в Рай, а кто встретит Меня, враждуя с ним, — войдёт в Огонь. Так сделай же, о Мухаммад, Али знаменем, возьми с них присягу ему и обнови завет со Мной, который Я заключил с ними, ибо скоро Я упокою тебя и заберу тебя к Себе!ˮ»
Посланник Аллаха (С) страшился, что его народ вернётся к джахилии из-за лицемеров и раскольников, ибо он знал о той вражде и ненависти, которую они испытывают к Али (А). И он попросил Джабраила спросить Аллаха о защите его от людей и ждал его прихода с этим. Он откладывал возвещение людям (о деле Али), пока не достиг мечети Хейф. В этой мечети к нему пришёл Джабраил и велел сделать Али знаменем для людей и обновить завет с ними. Но он не сказал ему о защите от людей, о которой он просил Аллаха — и так пока они не достигли местности «Кураа Гамим». Там к нему пришёл Джабраил и опят велел сделать это и снова не сказал о защите.
Пророк (С) сказал: «О Джабраил! Я страшусь, что мой народ обвинит меня во лжи и не примет моих слов об Али», — и продолжил путь.
Когда же он достиг местности Гадир-Хум, что в трёх милях от Джухфы, к нему пришёл Джабраил, по прошествии пяти часов от начала дня и принёс весть о защите от людей и сказал: «О Мухаммад! Аллах приветствует тебя и говорит тебе: “О посланник! Передай, что низведено тебе от твоего Господа! А если ты этого не сделаешь, то ты не передашь Его послания. Аллах защитит тебя от людейˮ (5: 67)».
Те, кто были впереди из его каравана, уже достигли Джухфы. Он велел им вернуться, а тем, кто остался позади, догнать остальных, чтобы сообщить им то, что велел Аллах об Али (А). Он велел провозгласить коллективный намаз и собрал всех с правой стороны от дороги, рядом с мечетью Гадир, как велел ему Джабраил от Аллаха.
В том месте были деревья, и Посланник Аллаха (С) велел расчистить место под ними и соорудить для него минбар из камней. Люди собрались, он встал на камни, воздал хвалу Аллаху и сказал:
«Хвала Аллаху, Который возвышен в Своём единстве, близок в Своей единственности, велик в Своём царстве и силён Своими опорами! “Он объял всякую вещь знаниемˮ, будучи там, где Он есть. Он подчинил все творения Своей силой и доводом, Он славен и не исчезнет, хвалимый и не исчезал никогда. Он сотворил небеса и простёр землю, пречист Он и свят, Господь ангелов и духа! Он возвышен над всем, что создал, видит все взоры, но взоры не видят Его — Щедрый, Терпеливый, объял всякую вещь Своею милостью и наделил их Своими дарами. Он не торопится со Своею местью и не ускоряет для них то, что они заслуживают из Его наказания. Он знает всё, что таится в душах и ведает тайны сердец, и не скроется от Него ничто скрытое! Он объемлет всякую вещь, довлеет над всякой вещью, силён над всякой вещью, и не подобна Ему никакая вещь, и Он — создатель всякой вещи, когда не было никакой вещи, “Он устанавливает справедливость, нет бога, кроме Него, Великого, Мудрогоˮ. Он выше того, чтобы Его постигали взоры, но Он постигает взоры, и Он — проницательный, сведущий. Нельзя описать Его через видение глазами, и никто не знает, каков Он в явном или тайном, кроме того, как Он Сам указал на Себя.
И свидетельствую, что Он — Аллах, святость Которого наполнила все времена, а свет затмил вечность, Чьё повеление исполняется без совещания с кем-либо, и нет у Него сотоварища в предопределении, и нет противоречий в Его управлении. Он создал то, что создал, без какого-либо образа и чьей-либо помощи. Он сотворил творение — и оно стало, создал — и оно проявилось. “Он — Аллах, кроме Которого нет другого богаˮ, искусный в создании, прекрасный в сотворении, справедливый, Который не причиняет угнетения, щедрейший, к Которому возвращаются все дела.
И свидетельствую, что Он — Тот, перед силой Которого склонились все вещи, перед величием Которого смирилось всё, Царь царей, разверзающий рассветы, подчинивший солнце и луну, “и все они текут к установленному срокуˮ, сокрушающий всех тиранов и надменных, уничтожающий всякого шайтана непокорного, и нет Ему ни подобия, ни равного! Он — Единый, Самодостаточный, “не рождал и не был рождён, и не равен Ему ни одинˮ, Он — Бог единый и Господь славный. Он желает и совершает, знает и подсчитывает, оживляет и умертвляет, обедняет и обогащает, заставляет смеяться и плакать, отнимает и дарует, “Ему принадлежит царство и хвалаˮ. В Его деснице благо, “и Он над всякой вещью властенˮ.
Нет бога, кроме Него, великого, прощающего, отвечающего на мольбы, дарующего дары, подсчитывающего дыхания, Господа людей и джиннов. Ничто не остаётся скрытым от Него, и не утомляют Его просьбы просящих; Он защищает праведных, дарует успех успешным, Он — повелитель миров, и всякому, кого Он сотворил, подобает восхвалять Его!
Я восхваляю Его в тайном и явном, в лёгкости и тягости, и верую в Него, в Его ангелов, писания и посланников, слушаюсь Его повелений и подчиняюсь, спешу к тому, чем Он доволен, подчиняюсь Его решению, желая подчиняться Ему и страшась Его наказания. Ибо Он — Аллах, от хитрости Которого не защищён никто, но от Которого не исходит несправедливость. Я подтверждаю перед Ним, что я — Его раб, а Он — мой Господь, и доношу то, что Он велел мне.
Нет бога, кроме Него! Он сказал мне, что если я не донесу то, что низведено мне, то не донесу Его послания, и Он обещал мне защиту, и Он — Аллах Щедрый, и достаточно Его. Он внушил мне в откровении: “О посланник! Передай то, что низведено тебе от твоего Господа!ˮ — об Али, то есть о халифате Али ибн Аби Талиба. — “А если ты этого не сделаешь, то ты не передашь Его послания. Аллах защитит тебя от людейˮ.
О люди! Я не был небрежен в донесении того, что ниспослал мне Аллах Великий, и я разъясню вам причину ниспослания этого аята. Поистине, Джабраил приходил ко мне три раза, донося мне приветствие моего Господа и говоря, чтобы я встал перед этим собранием и сообщил каждому белому и черному, что Али ибн Аби Талиб — мой брат, преемник, халиф и Имам после меня, и что он по отношению ко мне подобен Харуну по отношению к Мусе, разве что после меня не будет пророка. Он — ваш вали (руководитель, покровитель) после Аллаха и Его Посланника, и Аллах ниспослал мне об этом аят в Своей Книге: “Ваш вали — Аллах, Посланник и те, которые уверовали, которые совершают намаз и дают закят, будучи в состоянии поясного поклонаˮ (5: 55), и Али ибн Аби Талиб — тот, кто совершал намаз и дал закят, будучи в состоянии поясного поклона, и желает он только Аллаха во всех состояниях.
И я попросил Джабраила отсрочить для меня донесение этого вам, о люди, ибо я знаю о малости праведных и множественности лицемеров, о кознях грешников и хитростях отрицающих Ислам, которых Аллах описал в Своей Книге, сказав: “Они говорят своими языками то, чего нет в их сердцахˮ, и считают это малым, тогда как “возле Аллаха это великоˮ, и сказал о множественности страданий, которые они причинили мне, так что назвали меня “ухомˮ из-за моей любви и внимания к нему (Али), так что Аллах ниспослал: “Среди них есть и такие, которые причиняют обиду пророку и говорят: ‘Он — ухо’. Скажи: “Ухо блага для вас!’ Он верует в Аллаха и верит верующимˮ (9: 61).
Если бы я хотел назвать их по именам, то назвал бы их, и если бы хотел указать пальцем на каждого из них, то сделал бы это. Однако я, клянусь Аллахом, выше этого, и Аллах не доволен этим от меня, кроме того, чтобы я донёс то, что Он ниспослал: “О посланник! Передай, что низведено тебе от твоего Господа! А если ты этого не сделаешь, то ты не передашь Его послания. Аллах защитит тебя от людейˮ (5: 67).
Знайте же, о собрание людей, что Аллах установил его (Али) для вас Вали и Имамом, и подчинение ему обязательно для всех мухаджиров, ансаров и табиинов, бедуинов и жителей городов, арабов и неарабов, свободных и рабов, больших и малых, белых и чёрных, и для всякого, кто считает Аллаха Единым. Его повеления должны исполняться, его словам должны подчиняться. Проклят тот, кто ослушается его, и помилован тот, кто последует за ним. Верующий — тот, кто поверит ему, и Аллах простил ему и тем, кто слушался его и подчинялся ему.
О собрание людей! Это — последний раз, когда я обращаюсь к вам. Слушайте же, подчиняйтесь и исполните повеление вашего Господа! Ибо Аллах, велик Он и свят, — ваш Повелитель и Бог, а затем ваш Вали после Него — Мухаммад, который сейчас обращается к вам, а после него — Али ваш Вали и Имам по повелению вашего Господа, а затем Имамы из его потомства — до того Дня, когда вы встретите Аллаха и Его Посланника.
Нет разрешённого, кроме того, что разрешил Аллах, и нет запрещённого, кроме того, что запретил Аллах. Он разъяснил для меня разрешённое и запрещённое, и мне было даровано всё знание о Книге, запретном и разрешённом.
О собрание людей! Нет такого знания, которое Аллах не исчислил бы во мне, а всякое знание, которое я знаю, я исчислил в Имаме богобоязненных. Нет такого знания, которому я не обучил бы Али, и он — очевидный Имам[1].
О собрание людей! Не отходите от него, не отвергайте его и не превозноситесь над его вилаятом. Ибо он — тот, кто “ведёт к истинеˮ и поступает по ней, умертвляет ложь и запрещает её, и не страшится на пути Аллаха упрёков упрекающих. Он — первый, кто уверовал в Аллаха и Его Посланника и приносил себя в жертву для Посланника. Он был с Посланником Аллаха, когда никто не поклонялся Аллаху наряду с ним из мужчин, кроме него.
О собрание людей! Возвеличивайте его достоинства, ибо его возвеличил Аллах! Примите его руководство, ибо его назначил Аллах!
О собрание людей! Он — Имам от Аллаха, и Аллах не простит того, кто отрицал его руководство, и Аллах сделал это непреложным для тех, кто отвергал Его повеление о нём! Он обязательно ввергнет его в суровые мучения на веки вечные. Остерегайтесь же противоречить ему, дабы не войти вам в Огонь, “растопка которого — люди и камни, приготовлен он для неверующихˮ!
О люди! Клянусь Аллахом, все предыдущие пророки и посланники сообщали обо мне, и я — печать пророков и посланников и довод над всеми творениями и обитателями небес и земли, и кто сомневается в этом — неверующий первым неверием, а кто сомневается в чем-то из того, что я говорю сейчас — сомневается во всём, что я сказал, а сомневающийся в этом — в Огне.
О собрание людей! Это — то, что даровал мне Аллах и это Его почесть ко мне, и нет бога, кроме Него, и Ему принадлежит хвала от меня на вечные времена.
О собрание людей! Чтите же достоинства Али, ибо он — лучший из людей после меня, как мужчин, так и женщин! Через нас Аллах распределяет удел (пропитание), и через нас пребывает творение. Проклят и ещё раз проклят тот, кто отвергнет то, что я сейчас говорю, и он — под гневом и ещё раз под гневом! Поистине, Джабраил сообщил мне об этом от Аллаха, и Он сказал: “Кто враждует с Али и не следует ему — над тем Моё проклятие и гневˮ, “дабы узрела душа, что она приготовила на завтра, и страшитесь Аллахаˮ — противореча Али, — “так что ваши ноги подскользнутся после того как они были утверждены. Аллах ведает о том, что вы совершаетеˮ.
О собрание людей! Поистине, он — сторона Аллаха, о которой Он сказал в Своей Книге: “Чтобы не сказала душа: ‘Горе мне за то, что я нарушила в отношении стороны Аллаха’ˮ (39: 56).
О собрание людей! Поразмыслите над Кораном и поймите его аяты, взгляните на его твёрдые аяты и не следуйте за иносказательными[2]! Ибо, клянусь Аллахом, никто не разъяснит вам его тайны и никто не раскроет вам его тафсир, кроме того, кого я сейчас возьму за руку!», — и тут он взял руку Али и поднял её, так что стала видна белизна его подмышек.
Затем он сказал: «Это — Али ибн Аби Талиб, мой брат и преемник, и любовь к нему была дана мне от Аллаха. Поистине, кому я повелитель — тому и Али повелитель!
О собрание людей! Али и благие (Имамы) из его потомства — малая драгоценность, а Коран — большая драгоценность, и каждый из них возвещает о другом, не противореча ему. Они никогда не отделятся друг от друга, пока не присоединятся ко мне у Источника. Они — доверенные Аллаха среди Его творения и Его правители на Его земле.
Поистине, я исполнил то, что было мне велено, поистине, я донёс до вас (моё послание), поистине, я разъяснил вам (его)! Поистине, Аллах сказал мне это, и я сказал вам так, как Он сказал. Поистине, нет другого повелителя верующих, кроме этого моего брата, и никто не может быть повелителем верующих после меня, кроме него!»
Затем он снова поднял его руку, так что колено Али (А) оказалось рядом с ногой Посланника Аллаха (С), и сказал:
«О собрание людей! Это — Али: мой брат, преемник, сосуд моих знаний, мой халиф над моей уммой и над тафсиром Книги Аллаха, призывающий к Аллаху, совершающий то, чем Он доволен, сражающийся с Его врагами, подчиняющийся Ему, запрещающий неподчинение Ему, халиф Посланника Аллаха и повелитель верующих, Имам, ведущий по прямому пути, и сражающийся с вероломными (накисин), предателями (каситин) и отступниками (марикин)[3] по повелению Аллаха.
Я говорю по повелению Аллаха, и нет замены Его словам: о Аллах, дружи с тем, кто с ним дружит, враждуй с тем, кто с ним враждует, прокляни того, кто его отвергает, и пролей Свой гнев на того, кто отрицает его право!
О Аллах! Ты ниспослал мне, что имамат после меня принадлежит Али, Твоему вали. И я донёс это и установил Али на этом месте, и тем самым Ты довёл до совершенства Твою религию и завершил Свою милость и стал доволен для них Исламом как религией. И Ты сказал: «Кто же ищет не ислама как религии, от того не будет принято, и он в последней жизни окажется в числе потерпевших убыток» (3:85). О Аллах, я беру Тебя в свидетели, и достаточно Тебя как свидетеля, что я донёс Твоё послание.
О собрание людей! Через его имамат Аллах довёл до совершенства вашу религию. Кто не последует за его имаматом и имаматом моих потомков от него до Судного Дня, — это “те, чья деяния стали тщетнымиˮ, и они “в Огне вечно пребывающиеˮ.
О собрание людей! Это — Али: тот, кто больше всех помогал мне и кто ближе всех ко мне и дороже всех для меня. Поистине, Аллах и я довольны им, и каждый аят о довольстве Аллаха ниспослан о нём, и всякий раз, когда Аллах обращается к тем, которые уверовали, в первую очередь имеет в виду его. Всякий аят, содержащий хвалу от Аллаха, говорит о нём, и Аллах в суре “Человекˮ засвидетельствовал Рай не для кого иного, как для него, и ниспослал эту суру о нём и восхвалил в ней его.
О собрание людей! Он — помощник религии Аллаха, защищающий Посланника Аллаха, и он — праведный, благочестивый, ведущий и ведомый. Ваш пророк — лучший пророк, ваш преемник — лучший преемник, а его сыновья — лучшие преемники.
О собрание людей! Потомство каждого пророка происходило из их чресел, а моё потомство — из чресел Али.
О собрание людей! Поистине, Иблис вывел Адама из Рая через зависть: так не завидуйте же ему, а иначе станут тщетными ваши деяния и подскользнутся ваши ноги. Ибо Адам был низведён на землю из-за одной ошибки, тогда как он — избранный Аллаха. Так что же будет с вами, тогда как вы — это вы, и есть среди вас враги Аллаха? Знайте, что ненавидит Али только несчастный и дружит с ним только чистый и праведный, и верует в него только искренний верующий, и об Али, клянусь Аллахом, была ниспослана сура “Асрˮ: “Клянусь эпохой! Поистине, человек в убытке…ˮ
О собрание людей! Я привёл Аллаха в свидетели и донёс до вас моё послание: “И на посланнике — только ясное донесениеˮ.
О собрание людей! “Страшитесь Аллаха истинной боязнью и не умирайте иначе как предавшимисяˮ!
О собрание людей! Веруйте в Аллаха, Его Посланника и свет, ниспосланный с ним, “раньше, чем Мы сотрем лица и обратим их назадˮ!
О собрание людей! Свет от Аллаха — во мне, а потом — в Али, а затем в его потомстве до Каима, Махди, который вернёт права Аллаха и всякое право, что было у нас. Ибо Аллах, велик Он и свят, сделал нас доводами над всеми отрицающими, упорными, противниками, предателями, грешниками и угнетателями из всех миров.
О собрание людей! Я — Посланник Аллаха, прежде которого были посланники, и если я умру или буду убит, разве “вы обратитесь вспять? Кто обращается вспять, тот ни в чем не повредит Аллаху, и Аллах воздаст благодарнымˮ (3: 144). Али — тот, кто описан через терпение и благодарность, а затем его потомки после него.
О собрание людей! Не делайте одолжение Аллаху вашим Исламом, ибо Он разгневается на вас и постигнет вас наказанием от Него, и Он — в засаде!
О собрание людей! Поистине, после меня будут предводители, “призывающие в Огонь, и в День воскресения им не будет помощиˮ. Я и Аллах отрекаемся от них. Они, их помощники и последователи — “на низшей степени Огняˮ, и скверно это прибежище. Знайте, они — люди Сакифы, так пусть каждый из вас будет помнить о Сакифе!»
И Имам Бакир (А) сказал: «Все они забыли о Сакифе, кроме немногих».
Затем Посланник Аллаха (С) сказал: «О собрание людей! Я оставляю это как имамат и наследие в моём потомстве до Судного Дня! Я донёс то, что было велено мне донести, в качестве довода над всяким присутствующим и отсутствующим, слышавшим и не слышавшим, родившимся и не родившимся. Пусть же присутствующий из вас сообщит об этом отсутствующему, родитель — ребёнку, и так до Судного Дня! Однако знайте, что после моей смерти они сделают его (имамат) своим имуществом, отняв его у его обладателей! Да проклянёт же Аллах тех, кто сделает это!
О собрание людей! Знайте, что Аллах не оставит вас “в том состоянии, в каком вы есть, пока не отделит благого от скверного, и Аллах не сообщит вам о сокровенномˮ (3: 179).
О собрание людей! Аллах уничтожал селения только из-за их обвинения во лжи (пророков и имамов). И так же Он уничтожит ваше селение, “которое причиняет угнетениеˮ, как сказал Он. Это — Али: ваш Имам и Вали, и он — обещание Аллаха, а Аллах исполняет Свои обещания.
О собрание людей! Прежде вас впали в заблуждение “большинство из первыхˮ, и Аллах уничтожил первых и уничтожит последних. Он сказал: “Разве Мы не погубили первых? Потом отправим Мы за ними вслед последних. Так поступаем Мы с грешниками. Горе в тот день обвиняющим во лжи!ˮ (77: 16-19).
О собрание людей! Аллах передал мне Свои приказания и запрещения, а я передал их Али. И вот, Али — знающий повеления и запрещения своего Господа. Слушайте же его, дабы найти спасение, и подчиняйтесь ему, дабы встать на прямой путь, и запрещайте то, что он запрещает, дабы не заблудиться, и пусть другие пути не собьют вас с его пути!
О собрание людей! Я — прямой путь Аллаха, за который Он велел вам держаться, а потом — Али после меня, а затем его потомки — Имамы, ведущие к истине.
“Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому, Милосердному, Царю в День суда! Тебе мы поклоняемся и Тебя просим о помощи! Веди нас по дороге прямой, по дороге тех, которых Ты облагодетельствовал, не тех, которые находятся под гневом, и не заблудшихˮ (1: 1-7).
Эта сура была ниспослана обо мне и Имамах после меня. Они — наместники (аулия) Аллаха, и “нет над ними страха, и не будут они печальныˮ. Поистине, “партия Аллаха — они победители» (5: 56). Знайте, что враги Али — смутьяны, лицемеры, выступающие за пределы, враги истины и братья шайтанов. “Одни из них внушают другим прелесть слов для обольщенияˮ (6: 112).
Друзья же Али и Имамов после него — те, о которых Аллах сказал: “Ты не найдёшь людей, которые веруют в Аллаха и в последний день, чтобы они любили тех, кто противится Аллаху и Его Посланнику, хотя бы они были их отцами, или сыновьями, или их братьями, или их родом. У этих написал Аллах в их сердца веру и подкрепил их духом от Него и введёт их в сады, где внизу текут реки, — вечно пребывающими там. Аллах доволен ими, и они довольны Аллахом. Это — партия Аллаха. О да, поистине, партия Аллаха — они счастливые!ˮ (58: 22).
Поистине, их друзья — те, о ком Аллах сказал: “Те, которые уверовали и не облекли свою веру в несправедливость, для них — безопасность, и они — на верной дорогеˮ (6: 82).
Поистине, их друзья — те, кому ангелы скажут, когда они войдут в Рай: “Да будет вам благо! Входите же для вечного пребыванияˮ (39: 73).
Поистине, их друзья — те, о ком Аллах сказал, что они войдут в Рай без расчёта.
Поистине, их враги войдут в Огонь.
Поистине, их враги — те, которые услышат рёв Геенны, “и она кипитˮ (67: 7).
Поистине, их враги — те, о ком сказано: “Каждый раз, как входит в неё один народ, он проклинает ему подобныйˮ (7: 38).
Поистине, их враги — те, о ком сказано: “Готова она лопнуть от гнева; всякий раз, как бросают в неё толпу, спрашивают стражи её: ‘Разве к вам не приходил увещатель?’. Они говорят: ‘Да, приходил к нам увещатель, но мы объявили его лжецом и сказали: Ничего Аллах не посылает, вы только в великом заблуждении’ˮ (67: 8-11).
Поистине, их друзья — те, которые “боятся своего Господа втайне, для них — прощение и великая наградаˮ (67: 12).
О собрание людей! Как велика разница между Огнём и Раем! Наши враги прокляты Аллахом и порицаемы Им, а наши друзья — те, кого Он восхвалил и возлюбил.
О собрание людей! Поистине, я — призывающий, а Али — ведущий.
О собрание людей! Поистине, я — пророк, а Али — преемник.
Поистине, из нас будет печать Имамов, и он — Каим, Махди.
Поистине, он — тот, кто проявит религию и даст ей победу.
Поистине, он — тот, кто отомстит угнетателям.
Поистине, он — тот, кто покорит дворцы и разрушит их.
Поистине, он — тот, кто убьёт всякое племя из людей многобожия.
Поистине, он — тот, кто возьмёт плату за кровь всех друзей Аллаха.
Поистине, он — помощник религии Аллаха.
Поистине, он черпает в глубоком море[4].
Поистине, он воздаст любому обладателю достоинства по его достоинству и всякому невежде по его невежеству.
Поистине, он — избранный Аллаха.
Поистине, он — наследник всякого знания и объемлющий его.
Поистине, он — сообщающий от Аллаха, велик Он и свят, и призывающий к делу веры в Него.
Поистине, он — наставленный на прямой путь, укреплённый, и он — тот, кому поручены дела.
Поистине, он — тот, о ком возвещали те (пророки), что были прежде.
Поистине, он — тот, кто останется доводом, и нет довода после него, и нет истины, кроме как с ним, и нет света, кроме как с ним.
Поистине, над ним не будет победителя.
Поистине, он — наместник Аллаха на Его земле, Его судья над Его созданием, Его доверенный над Его тайным и явным.
О собрание людей! Я доносил до вас (моё послание) и разъяснял вам, а Али — тот, кто будет разъяснять вам после меня.
Поистине, я призываю вас после этой моей речи обновить присягу мне через присягу Али.
Поистине, я дал присягу Аллаху, а Али дал присягу мне, и я беру с вас присягу ему по повелению Аллаха, “а кто нарушит, тот нарушает только против самого себяˮ (48: 10).
О собрание людей! “Ас-Сафа и аль-Марва — из примет Аллаха; и кто паломничает к Дому или совершает посещения, — нет греха на нём, что он обойдёт кругом обоих, и кто добровольно изберёт благо — ведь Аллах благодарен, знающˮ (2:158).
О собрание людей! Совершайте хадж к Дому Аллаха! Кто совершит его — обогатится, а кто оставит — станет беден. Нет такого верующего, которого Аллах не простил бы на этом месте, и после хаджа будет обновлена книга его деяний.
О собрание людей! Совершающий хадж получает помощь, и Аллах вернёт потраченное им, и Он “не теряет награды совершающих благоˮ.
О собрание людей! Совершайте хадж к Дому с совершенной религией и пониманием и возвращайтесь оттуда только с покаянием!
О собрание людей! “Выстаивайте молитву и давайте закятˮ, как велел Аллах, велик Он и свят. И если станет долгим для вас срок, и вы забудете или станете небрежны, то Али, ваш повелитель, разъяснит вам то, что установил Аллах. И те, кого установил Аллах после меня и его, будут разъяснять вам от Аллаха то, что вы не знаете.
Поистине, дозволенное и запрещённое больше того, чтобы быть подсчитанным, и я призываю вас к ним и приказываю к разрешенному и отстраняю от запрещённого. Мне приказано взять с вас присягу о принятии того, с чем я пришёл от Аллаха относительно повелителя верующих Али (А) и Имамов после него, до Судного Дня, из числа которых — Махди, что рассудит по истине среди людей.
Всякое разрешённое и запретное, о котором я сказал, не будет изменено: запомните же это и сохраните, и наследуйте между собой, и не изменяйте это, и не заменяйте другим.
Я снова говорю: “Выстаивайте молитву и давайте закятˮ, призывайте к одобряемому и отстраняйте от порицаемого! Знайте, что лучший призыв к одобряемому и лучшее отстранение от порицаемого — это следование за тем, что я сейчас вам говорю (о вилаяте Али ибн Аби Талиба), и передача этого тем, кто отсутствует, призыв следовать за этим и отстранение от противоречия этому. Ибо это — повеление от Аллаха и от меня, и нет призыва к одобряемому и отстранения от порицаемого, кроме как рядом с непорочным Имамом.
О собрание людей! Коран говорит вам, что Имамы после него (Али) — его потомки, и говорит вам, что он — от меня, а я — от него: “И сделал Он это словом, пребывающим в его потомствеˮ (43: 28). Если вы ухватитесь за этих двоих (Коран и Ахль уль-Бейт), то никогда не заблудитесь.
О собрание людей! Я призываю вас к богобоязненности! Страшитесь Дня, о котором Аллах сказал: “Сотрясение последнего часа — вещь великаяˮ (22: 1). Не забывайте о смерти, расчёте, весах и подсчёте дел возле Господа миров, о награде и наказании, и “кто придёт с благомˮ, получит награду за него, и “кто придёт со зломˮ, тому не будет доли в райских садах.
О собрание людей! Вас больше того, чтобы каждый подходил ко мне и приносил присягу. Аллах повелел мне, чтобы я взял с ваших языков подтверждение того, что я сказал об Али и о том, что он — повелитель верующих, и об Имамах из числа его и моего потомства. Скажите все вместе: “Мы услышали то, что ты донёс от нашего и твоего Господа об Али и Имамах из его потомства, и подчиняемся этому, и довольны этим, и приносим тебе присягу на этом нашими сердцами, душами, языками и руками. Мы будет живы, умрём и будем воскрешены на этом, не изменив и не заменив ничего, не сомневаясь в этом и не отклоняясь от этого. Мы не нарушим присяги и завета, будем подчиняться Аллаху, тебе, повелителю верующих Али и Имамам из его и твоего потомства, после Хасана и Хусейнаˮ. Я донёс до вас вести о положении их двоих (то есть Хасана и Хусейна) передо мной и перед моим Господом. Они — повелители юношей Рая и Имамы после их отца Али, а я — их отец прежде него.
Скажите же: “Мы подчинились Аллаху в этом, и тебе, и Али, Хасану, и Хусейну, и Имамам, которых ты упомянул в присяге Али, повелителю верующих, и завете с ним, — нашими сердцами, нашими душами и языками, и этим двум (Хасану и Хусейну). Мы не изменим это и не будем искать замены этому никогда. Мы призываем в свидетели этого Аллаха, ‘и достаточно Аллаха как свидетеля’. И ты тоже свидетельствуешь об этом для нас, и все, кто подчинился, и ангелы Аллаха, и Его воинство, и Его рабы. А Аллах выше, чем любой свидетельˮ.
О собрание людей! Что вы скажете? Аллах знает всякий звук и то, что скрывает любая душа. Кто встал на прямой путь — “то для самого себя, а кто заблудился, то против самого себяˮ (39: 41). Кто присягает (сейчас) — тот “присягает Аллаху: рука Аллаха над их рукамиˮ (48: 10).
О собрание людей! Страшитесь Аллаха и присягните Али, повелителю верующих, и Хасану, и Хусейну, и Имамам — благому пребывающему слову. Да проклянёт Аллах тех, кто замышляет против них, и да благословит Аллах тех, кто исполнит свой завет с ними! “А кто нарушит, тот нарушает только против самого себяˮ (48: 10).
О собрание людей! Говорите то, что я сказал вам, и подчинитесь в том, что Али — повелитель верующих и говорите: “Мы услышали и повинуемся! Прощение Твое, Господи наш, и к Тебе — возвращение!ˮ (2: 285), и говорите: “Хвала Аллаху, Который наставил нас к этому! Мы бы не встали на прямой путь, если бы Аллах не наставил насˮ (7: 43).
О собрание людей! Достоинства Али ибн Аби Талиба больше того, чтобы их можно было подсчитать, и Аллах сказал об этом в Своей Книге. А потому верьте тому, кто будет говорить вам о его достоинствах и доносить их до вас.
О собрание людей! “Кто подчиняется Аллаху и Его Посланникуˮ — и Али, и Имамам, о которых я сказал, — “тот преуспел великим преуспеяниемˮ.
О собрание людей! “Опередившие — опередившиеˮ — в следовании ему, подчинении ему и признании его повелителем верующих — “они — те, которые будут приближены в садах благодатиˮ (56: 11-12).
О собрание людей! Говорите то, чем Аллах будет доволен от вас, ибо “кто обращается вспять, тот ни в чем не повредит Аллаху, и Аллах воздаст благодарнымˮ (3: 144).
О Аллах, прости верующих и пролей Свой гнев на неверующих! И хвала Аллаху, Господу миров!»
Тогда те, кто присутствовал там, сказали: «Мы услышали и подчинились повелению Аллаха и Его Посланника нашими сердцами, языками и руками!»
Затем они столпились возле Посланника Аллаха (С) и Али (А) и принесли присягу своими руками, и первыми, кто сделал это, были первый (узурпатор), второй, третий, четвёртый и пятый, затем мухаджиры и ансары, а потом все остальные, и принесение присяги продолжалось до вечернего намаза. И Посланник Аллаха (С) говорил, когда они приносили присягу: «Хвала Аллаху, Который превознёс нас над всеми мирами!»
Отсюда давать руку при присяге стало сунной и обычаем, который используют также те, кто не имеет на это права.
И сказал Имам Садык (А): «Когда Посланник Аллаха (С) закончил эту речь, люди увидели очень красивого человека, от которого исходило благоухание. Он сказал: “Клянусь Аллахом, я никогда не видел Мухаммада таким, как сегодня! Как он говорил о сыне своего дяди! Никто не нарушит эту присягу, кроме неверующего в Аллаха и Его Посланника! Горе же великое тому, кто её нарушит!ˮ
Умар, услышав его слова, повернулся к нему, а затем обратился к Посланнику Аллаха (С) и сказал: “Слышал ли ты, что сказал этот человек?ˮ Посланник Аллаха (С) сказал: “О Умар! Знаешь ли ты, кто это? Это — верный дух Джабраил. Остерегайся того, чтобы выступать против Али! Если ты сделаешь это, то знай, что Аллах, Его Посланник, Его ангелы и верующие отрекаются от тебяˮ».
(Источник: «Ихтиджадж» Табарси, том 1, С. 109 — 120).
[1] Указание на аят: «И Мы исчислили всякую вещь в очевидном Имаме» (36: 12).
[2] Имам Садык (А) сказал: «Он — Тот, Кто ниспослал тебе писание; в нем есть твёрдые аяты, которые — мать книги» — это повелитель верующих Али (А) и Имамы (А) — «и другие — иносказательные» — это такой-то и такой-то (первые два узурпатора халифата). «Те же, в сердцах которых уклонение» — это их сподвижники и те, кто признаёт их руководство (то есть руководство узурпаторов халифата) — «следуют за тем, что в нем иносказательно, домогаясь смятения и домогаясь толкования этого. Не знает его толкования никто, кроме Аллаха и твёрдых в знаниях» — это повелитель верующих (А) и Имамы (А). («Кафи», том 1, С. 343).
Как сказано в суре «Украшения»: «И он — в матери книги у Нас, Али мудрый» (43: 4). Повелитель верующих (А) и Имамы (А) — «мать книги», потому что Коран является свитком с их реальности, о которой сказано в суре «Свет»: «Аллах — свет небес и земли. Пример Его света — как ниша..». А потому можно сказать, что все аяты Корана являются твёрдыми, если их возвести к той реальности, из которой они проистекают, и брать их толкование у Ахль уль-Бейт (А): «Писание, аяты которого сделаны твёрдыми, потом ясно разъяснены от Мудрого, Ведающего…» (11: 1). Таким образом, в отношении к Ахль уль-Бейт (А) все аяты Корана сделаны твёрдыми и разъяснены.
И точно так же можно сказать, что в отношении к людям, не берущим толкование Корана у Ахль уль-Бейт, все аяты являются иносказательными: «Аллах ниспослал лучший рассказ — иносказательную книгу» (39: 23).
А потому: «в нем есть твёрдые аяты, которые — мать книги», и это — то, что проявлено для нас от Ахль уль-Бейт, которые являются матерью книги и её истоком и основой, «и другие — иносказательные», и это — то, что проявлено для людей от кого-то, кроме них, что является дорогой лжи, а основой дороги лжи являются их враги, и прежде всего первый и второй узурпаторы.
[3] Под «вероломными» (накисин) имеется в виду те, кто сражались против повелителя верующих (А) под знаменем Айши в битве Джамаль, под «предателями» (каситин) — те, кто сражались с ним под знаменем Муавии в битве Сиффин, а под «отступниками» (марикин) — хариджиты, сражавшиеся с ним в битве Нахраван.
[4] Черпает в море познания, света и замысла Аллаха.
Источник: arsh313